olia lialina (olialia) wrote,
olia lialina
olialia

Category:

БЕСКОНЕЧНЫЙ СЕАНС

Как вторы убежали от Ютьюб, а кураторы -- от интерактивных инстоляций.

Несколько дней назад я рабатола в жюри Film Winter, фестиваля Expanded Media. Много думала о мoving images.

Во времена СИНЕ ФАНТОМА в музее кино мы часто рассуждали о судьбе коротких фильмов и той ситуации в которой они постоянно оказываются, вернее, постоянно находятся. Борис Юхананов называл программы, составленные кураторами -- гетто, имея в виду неуважение к автору и фильму, выраженное в запихивание одного фильма в контексты других, и всех вместе в концепцию куратора. И все от того, что программа должна быть полнометражной, часа на полтора. Ни на одноминутный, ни на 20-минутный фильм фильм никто специально смотреть не прийдет.

Так долгое время фильмы и существовали. В музеях кино и на фестивалях особенно. Но наконец они отвоевали себе пространство. Теперь короткометражные фильмы и видео показывают так:

-- каждый в отдельном зале
-- бесконечно (loop)
-- на двух или больше проекциях.

Я знаю как фильм- и видео- мейкерам удалось так комфортно устроиться и чем им приходиться платить за барские условия.
Дело не в возвращении видеоарта, как об этом сообщают в каталогах. Он не возвращался. Хотя параллели между видеоинстоляциями 70-80 и сегодняшними показами не в кино залах так и напрашиваются. Но все было по-другому. И речь не об видео арте, как объекте или инстоляции, а инстоляции, как форме просмотра фильма.

Началось все в недавнем прошлом, когда европейские кинофестивали экспериментального кино расширили свои рамки и обратили внимание сначало на видео, а потом на новые медиа,что в их понимании искусство с компьютерами; и превратились в медиа фестивали. Формально это означало, что отныне действие происходило не только в кинозале, но и в выставочном помещении, где возводились компьютерные инстоляции, по большей части интерактивные. Иногда отличные получались выставки, иногда ужасные, но всегда и у зрителей и у кураторов оставался осадок: вроде на что-то посмотрели, к чему-то новому приобщились, на кнопки понажимали или увидели себя на экране (видео трекинг -- самый позор, но наибольший успех интерактивного искусства), но ни к чему высокому не приобщились, души не разбередили. Кроме того организаторы ненавидели их за дополнительную нагрузку на техников и смотрителей: компьютеры надо включать, выключать и перезагружать. А это особенный pain in the ass, так как процессор, клавиатура, провода запрятаны куда подальше, чтобы не портить вид, и только добраться до них уже проблема.

В общем, не выросли интерактивные инстоляции ни во что значимое. И с легким сердцем кураторы от них избавились, как только пришло время.
Время пришло года полтора назад и принесло дешевые (сильно подешевевшие) проекторы отличного качества, плоские экраны с четким изображением за копейки; dvd плейеры почти даром и освободившееся от медиарта место.

Теперь фильм-, и особенно видео- мейкеры, задумывая фильм, выбрают для него прокатную судьбу: кинозал или апартаменты в выставочный зале.

Если второе, то во-первых придется отказаться от титров: их роль исполняет табличка при входе в апартамент; и свыкнуться с идеей бесконечного сеанса. В выставочном зале, нет начала и конца просмотра. И вероятность, что кто-то войдет в зал точно в начале фильма, ничтожно мала. Еще меньше вероятность того, что пришедший в середине, досмотрит до конца, и останется на пропущенное начало*. Поэтому истории художники тоже выбирают аморфные, без внятного конца и начала

В-вторых, художник должен обыграть пространство, то есть добавить что-то к изображению на экране или поиграться в пространственное кино, разделяя изображение на несколько экранов или проекций, рассказывая истории параллельно, примерно как в Timecode Фигиса, или с разных ракурсов, или с разным звуком. В общем, отдельную комнату надо заслужить.

Иначе гетто компиляций, или монитор с наушниками в коридоре, как это сейчас происходит в Центре Помпиду на выставке Le Mouvement des images, а то и U-Tube. Именно последнего режиссеры короткого метра бояться больше всего. Потому что перспектива оказаться в окружении любительских видео и отрывков из телепередач для них слишком реальна, из-за формата. И слишком страшна: потому что шанс раствориться в сети гораздо выше, чем в полуторачасовой программе куратора фестиваля.

О том, что режиссеры делают свой выбор в пользу выставочных залов, красноречиво говорят собственно кинопрограммы фестивалей expended media: Film Winter, Impact, EMAF и других. Даже в кинозале, на киноэкране показывают фильмы-loopы, правда, только один раз, и фильмы-многоэкранники, но только какую-то одну из проекций. После или перед фильмом авторы рассказывают, как это должно выглядеть на самом деле. Странное, но возможно, что временное явление.


--------------------
*Чем хуже погода, тем больше шанс, что зритель задержится. Выставочные кинозальчики обычно оборудованы скамеечками или подушками. можно посидеть или даже поваляться в полумраке.

english version
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments